Контраварийная подготовка водителей направлена на:
Обучение контраварийному вождению включает в себя отработку следующих навыков:
Обучение перечисленным навыкам входит в курс всех школ контраварийного или экстремального вождения.
Любое обучение контраварийному вождению начинается с правильной посадки водителя. Хорошо, когда водитель чувствует себя за рулем удобно и комфортно. Однако посадка водителя – это, в первую очередь, его безопасность и только во вторую – комфорт.
Экстренные ситуации требуют быстрой реакции, которая возможна, только если поза человека за рулем правильная.
Посадка водителя предполагает выполнение следующих правил:
Следование этим правилам позволит быстро и эффективно реагировать при наступлении аварийной ситуации.
Торможение необходимо начинать с опережением. Это позволит лучше контролировать ситуацию, а также иметь дополнительное время для совершения необходимых внезпаных маневров.
Подсчитано, что в результате опережающего переноса ноги с педали гази на педаль тормоза экономится 0,2 с, что позволяет сократить тормозной путь на дистанцию до 5 м. Не секрет, что при аварийной ситуации именно 2-3 м являются критичными, которых всегда не хватает.
Чтобы иметь эти 0,2 с в своем распоряжении, следуйте следующей схеме действий:
Наиболее эффективным способом внезапного торможения при прямолинейном движении транспортного средства является прерывистое (импульсное) торможение. Оно всегда безопаснее беспрерывного.
Хотя оно немного проигрывает второму во времени, прерывистое торможение позволяет лучше контролировать движение и в случае необходимости предпринимать дополнительные маневры.
Импульсное торможение – оптимальный способ при нестабильном коэффициенте сцепления колес с дорогой:
Прерывистое торможение – это чередование энергичного, но ограниченного во времени, торможения и периодов растормаживания колес.
Основные правила прерывистого торможения:
При возрастающей вероятности потери устойчивости автомобиля никогда нельзя выжимать тормоз, а следует использовать только прерывистое торможение.
Положение рук при вождении машины принципиально важно для предотвращения перехода ситуации из критической в аварийную.
Перед крутым поворотом руки перемещаются из положения 10-2 в 12-4 или 8-12 в зависимости от направления поворота.
Скоростное руление осуществляется быстрым поворотом руля с перекрестным захватом руками. Например, в правую сторону:
Описанная схема руления на боковом секторе руля с попеременными перекрестными захватами левой или правой руками является наиболее быстрым и надежным способом руления, применяемым при любых экстремальных маневрах.
При выходе из режима скоростного поворота не следует отпускать рулевое колесо и позволять ему самостоятельно раскручиваться в обратную сторону. При использовании этой тактики мы всегда рискуем уйти в занос, а также потерять контроль над движением транспортного средства.
В результате водитель не будет иметь возможность предпринять экстренный маневр в конечной фазе выхода из поворота.
Напротив: требуется сохранять плотный контакт рук с рулем, продолжая выравнивание машины.
Водитель переносит левую руку в положение 12, разворачивает корпус вправо, благодаря чему приобретает лучший визуальный обзор, в том числе, того, что происходит сзади автомобиля.
Левая рука находится в положении 12. Правая рука на рычаге ручного тормоза.
Одна из рук уходит в положение 6. Глубокий захват с высоко поднятым локтем. Готовность к круговому вращению руля без перехватывания.
Скоростное руление обеими руками. Первый оборот делается резко одной рукой, экономя время на перехвате.
Левая рука – в положении 12. Правая – на ручном тормозе. Провоцирует скольжение задней оси с компенсацией в сторону, противоположной вращению. Для этого левая рука с рулем уходит в положение 6 с готовностью к круговому вращению руля без перехватывания.
Для того чтобы пройти поворот безопасно и не снижая скорость, требуется загрузить переднее наружное колесо при помощи легкого подтормаживания. При этом полностью закрывать газ не следует.
Напомним, что в дуговом движении на транспортное средство действует центробежная сила, перегружающая наружные колеса и ухудшающая управляемость машины.
Дополнительное подтормаживание переднего колеса компенсирует потерю управляемости.
Рассмотрим несколько приемов по повышению управляемости и устойчивости автомобиля в повороте.
Чем выше скорость движения транспортного средства, тем выше центробежная сила и тем менее оно устойчиво. Общим правилом контраварийной школы прохождения поворотов, гарантирующим большую безопасность, является метод сглаживания траектории. Он заключается в том, чтобы сделать поворотную дугу как можно более выпрямленной. Для этого:
Дополнительно сгладить траекторию поворота поможет заезд внутренними незагруженными колесами на обочину. Наружные колеса при этом сохраняют хорошее сцепление с дорогой.
Следовательно, управляемость машины будет оставаться удовлетворительной, а прохождение поворота – более безопасным.
Траекторию поворотной дуги при необходимости всегда можно разделить на 2 и более отрезков. Каково условие этой необходимости? Например, это может быть любой дефект дорожного полотна, лужа, яма и т.д. Для того чтобы траектория не проходила по опасному отрезку поворота, делается крутой поворот, выезд на прямую траекторию (объезд трудного участка), снова крутой поворот и – выход из поворотной траектории.
Следует выделить 2 особенности движения автомобиля в повороте:
Исходя из этого, при вождении логично:
Перед входом в поворот, требуется загрузить передние колеса подтормаживанием.
Совмещение более раннего входа в поворот и сглаживание траектории позволяет выпрямить траекторию выхода из дуги и, соответственно, раньше начать ускоренное движение.
Любая школа контраварийного вождения никогда не обходит тему заднего хода автомобиля. Реверсное движение характеризуется следующими особенностями:
Следующие контраварийные советы в отношении движения задним ходом будут полезны:
Контраварийная подготовка водителей предполагает обучение действию по парковке задним ходом. Зная об особенностях движения машины задним ходом, при наличии практики не составит труда припарковаться в варианте параллельной парковки между, например, машинами.
Параллельная парковка задним ходом:
Перпендикулярная парковка задним ходом: